Для детей до 3 лет:
«В этом разделе хрестоматии собран литературный материал для самых маленьких. Большое место в нём занимает детский фольклор.
Песенки, потешки помогут ребёнку и заснуть
(колыбельные) и перейти от сна к бодрствованию
( «Ночь прошла», «Котик серенький», и умыться («Водичка, Водичка»), и поесть ( «Травка - муравка», «Коза рогатая».
Наполняя быт маленького ребёнка произведениями поэтического народного творчества, сопровождая ими процессы ухода за ним, взрослый далеко не всегда приятные процедуры вдруг превращает в своеобразную совместную деятельность, занятную для малыша. Это порождает тот контакт, ту близость, которая и поднимает общий эмоциональный настрой ребёнка, и вызывает у него потребность в активном общении, и повышает интерес к слову; это делает ребёнка и более восприимчивым, более способным проникнуть в смысл нравящихся ему рифмованных строк.
Вариативность многих потешек заставляет малыша особенно внимательно вслушиваться, улавливая новое в уже знакомом сочетании звуков. Это обычно очень нравится детям.
Наибольшую радость несут им игровые потешки. Хлопая в ладошки руками малыша, взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки», перебирая его пальчики , читает на память «Пальчик - мальчик»; взяв крест - накрест обе руки ребёнка в свои, имитирует движения пилы, произнося: «Пила, пила, пили дрова…»; посадив ребёнка на колени, говорит потешку: «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке…», ритмично подбрасывая его то выше, то ниже, в соответствии со смыслом слов , и вдруг, разведя колени, спуская ребёнка до самого пола, заканчивает: «В яму - бух!» и т.д.
Эти совместные весёлые игры вызывают у детей счастливый смех и создают самый полный контакт между взрослым и ребёнком. Повторность, ритмичность и одновременность слов и действий помогают ребёнку полнее почувствовать звучность, напевность стиха и уловить смысл слов.