ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«К четырём – пяти годам основным приёмом знакомства с художественными произведениями становится чтение вслух. Детям этого возраста читают значительно больше, чем раньше, рассказов.
В этом разделе довольно много произведений устного народного творчества. Потешки, прибаутки, дразнилки, заклички дети должны слышать в повседневной жизни не только в раннем возрасте. Эти маленькие поэтические шедевры насыщены и глубокой моралью, и юмором, и игрой словом. Они теперь говорят не об умывании, одевании, кормлении ребёнка, а о посильном участии малыша в общей работе, подтрунивают над ленивым, нерасторопным, недогадливым. Создавались эти произведения народом для того, чтобы и позабавить ребёнка, и многому научить исподволь.
Произведения самобытного народного искусства, народной педагогики, заботливо отобранные и сохранённые предыдущими поколениями, должны войти в повседневную речь взрослых, сделать её точной, выразительной , красочной.
В этой части хрестоматии помещено много сказок.
Сказки «От чего у зайца длинные уши», «О солнце, месяце и петухе», «Почему у месяца нет платья», «Три поросёнка» лучше рассказать, когда ребёнку будет не менее четырёх с половиной лет.
Такие сказки развивают у детей любознательность, учат наблюдать явления природы, замечать особенности зверей, птиц, учат сравнивать, сопоставлять.
Большинство помещённых сказок лучше рассказывать, максимально придерживаясь текста. Они естественнее прозвучат в устной передаче. При пересказывании легче передать личную заинтересованность рассказчика в тех событиях, о которых идёт речь.
Иллюстрации Т.Мавриной, Е.Рачева, Ю.Васнецова, К.Кузнецова, В.Конашевича к произведениям народного творчества прекрасно дополняют и углубляют их.
Полны динамики и интересных находок рисунки П.Алякринского к сказке «Красная Шапочка».Созданные художником сказочные образы исключительно выразительны и точны.
К пересказу С.Михалкова сказки «Три поросёнка» ланы рисунки У.Диснея, их юмор и забавные выдумки доставят много удовольствия малышам…
Чем фантастичнее произведение, иллюстрируемое художником, тем ярче и свободнее проявляется его изумительное умение с полной достоверностью отразить самые невероятные события. И в этом отношении рисунки В.Конашевича удивительно гармонично сливаются со сказками К.Чуковского в единое целое.
Художник убедительно показывает и то, как «горит море», а крокодил «тушит его пирогами и блинами», как рыбы, поднявшись на хвосты, в шляпах, с зонтиками важно гуляют по земле, подчёркиваю ту забавную «путаницу», которая приводит в восторг всех ребят, как только они начинают разбираться в том, что корова мычит, а котята мяукают, а воробьи чирикают, что вода не может гореть…
В рисунках В.Конашевича столько динамики, все персонажи в таком стремительном движении, что именно это как нельзя более ярко отражает характер сказок К.Чуковского: стремительность развивающихся событий и убедительность всего совершающегося – и того, что лохматые волки, кит и орёл делают всё возможное, чтобы добрый доктор Айболит скорее попал в Африку, и того, как в страхе убегают от таракана «зубастые» и «клыкастые», а маленький воробей «взял и клюнул таракана, вот и нету великана»; с большой сатирической силой обрисованы и трусы (мы врага бы на рога бы, только шкура дорога, и рога нынче тоже не дешевы»), и глупцы (ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою дорогу метут», «бараны, бараны стучат в барабаны»). Но, конечно, весь этот подтекст адресован не тем, кто будет слушать, а тем, кто будет читать.
Для тех же, кто будет слушать сказку, вполне достаточно понять и запомнить то, как важно быть смелым, пускай и не «клыкастым» и не «зубастым», а совсем маленьким и слабым, но смелым.
В сказках К.Чуковского именно это является самым главным. И у доктора Айболита совсем немного сил, но добрые дела находят отклик: тому, кто забывая о себе, бросается на помощь другому, даже звери всегда помогут. Вот это доброе начало сказок К.Чуковского, наполненных весельем, движением, - самое дорогое и нужное для маленьких детей.
В поэтическом разделе третьей части хрестоматии и ряд стихотворений С.Михалкова, в которых радует весёлая улыбка, теплота («Трезор», «Песенка друзей», здесь и чудесный образ доброго и чуть – чуть смешного великана («Дяди Стёпы»), готового в любую минуту «в огонь и в воду» для защиты Родины, готового каждому прийти на помощь в большом и малом деле.
Здесь и ряд произведений З.Александровой , умеющей очень задушевно, просто, тепло говорить и о Родине, и о детях («Про маленькую Таню»), и о природе («Анютины глазки», «Лесная дорожка», «Белая черёмуха»). Стихи о цветах, о лесе поднимают его красоту, его богатства. Именно с этого и начинается воспитание патриотизма у маленького ребёнка.
Впервые зазвучат для детей чудесные лирические стихи С.Есенина.
Дети услышат страстный голос В.Маяковского, который и для больших, и для маленьких писал в полную силу своего огромного таланта. Он умел соединять откровенное поучение с великолепными убедительными поэтическими образами и отточенными стихами («Что такое хорошо и что такое плохо»). Высокая требовательность поэта к себе, великое мастерство и горячая убеждённость делают это произведение непревзойденным по силе прямого воздействия на детей…
Всё больше интересует детей труд взрослых. Им хочется как можно больше услышать о нём. На эту тему даны как поэтические произведения («А что у вас?» С.Михалкова, «Пожар» С.Маршака), так и прозаические.
Все эти произведения следует читать во втором полугодии пятого года жизни.
Отрывки из книги Б.Житкова «Что я видел» читать можно в начале года. С большим мастерством педагога – писателя он рассказывает о многом большом, порой сложном, удивительно просто, давая точные объяснения, всё время помнит о возрасте своих маленьких слушателей.
Перед чтением детям следует пояснить, что маленький мальчик Алёша («Почемучка») жил в небольшом посёлке и больших городов он ещё никогда не видел. И вот однажды они с мамой собрались ехать к бабушке в город. О том, что он увидел, Алёша рассказывает сам…
Наиболее широко представлены в прозе произведения Л.Воронковой и Е.Чарушина.
Л.Воронкова правдиво рассказывает о двух деревенских девочках, об их дружбе, проделках, играх. Здесь и лирические зарисовки «В небе тучки поспорили», «Лебеди и гуси», и юмор «Хитрый снеговик», «Танин пирожок», и тёплый разговор о человеческих взаимоотношениях.
В.Чарушин – писатель, художник и педагог – в своих рассказах и рисунках знакомит детей с повадками, внешностью животных. Сколько интересных наблюдений в каждом рассказе! Беспомощность, неуклюжесть, беззащитность котёнка Тюпы, щенка Томки старательно подчёркнуты в рисунках.
Впервые в этом разделе помещены своеобразные лирические зарисовки Н.Сладкова. Миниатюры писателя полны глубоких знаний, точных наблюдений, сказочности, мягкой иронии. Построены они на диалогах – Н.Сладков мастер таких рассказов, и эту специфику его творчества необходимо подчеркнуть выразительностью чтения.
Сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?», «Под грибом» требуют подробного внимательного рассматривания рисунков, т.к. именно они помогут ребёнку правильно понять поставленные перед ним задачи. Рисунки к этим сказкам очень просты, динамичны, выразительны.
Сказки «Мышонок и карандаш» и «Капризная кошка»представляют особенный интерес. Они строятся на постепенном создании на глазах у детей рисунков с одновременно развивающимся рассказом о них. Этот своеобразный жанр таит в себе большие возможности развития детской творческой фантазии: сотрудничество с художником чрезвычайно плодотворно для детей. Наиболее интересна в этом отношении сказка «Мышонок и карандаш». Изображение кошки рождается не вдруг. Этапы создания рисунка допускают различные предположения , и дети вместе с мышонком стараются угадать, что же рисует карандаш. Это хорошо обыграно текстом. Рассматривать рисунки к этим произведениям надо не все сразу, а одновременно со слушанием текста.
Третья часть хрестоматии велика по объёму. Торопиться с чтением более сложных произведений (К.Мазовский, «Весенние голоса», С.Голицын, «Оленёнок») не следует.
То, что осталось непрочитанным или особенно полюбилось, может составить материал для чтения и в последующие годы.
Стихотворения, которые помещены в разделе «Русские поэты – детям», - золотой фонд поэзии; научить детей её любить – значит сделать их более восприимчивыми к красоте мира, более чуткими, более душевными.
В раннем возрасте самое главное – постараться разбудить в душе ребёнка всё самое лучшее, что у него есть. Книга – это тот чудесный друг, который покажет ребёнку, как широк и прекрасен мир, научит любить его, пробудит любознательность, пытливость ума, человечность…» Л.Н.Елисеева.